Суть игры — Essence of the game

Опубликовано: 2018-02-26 14:42

В этом разделе вы найдете правила и особенности игры.

Попробуем разобраться, что представляет собой малознакомая нам игра в бейсбол .“Бейс” в переводе с английского означает “база”, а “бол” – мяч. Суть игры, отдаленно напоминающей русскую лапту, борьба за так называемые базы – четыре небольшие резиновые маты в углах бейсбольного поля. Бейсбольная площадка - это сектор, лучи которого расходятся под прямым углом, и как бы делится на две зоны: "инфилд"- внутреннее поле и "аутфилд"- внешнее поле.

 <ALIGN=CENTER style="FONT-FAMILY: Arial, Tahoma, sans-serif; COLOR: rgb(68,68,68); FONT-SIZE: 12px"> <ALIGN=RIGHT style="FONT-FAMILY: Arial, Tahoma, sans-serif; COLOR: rgb(68,68,68); FONT-SIZE: 12px"></ALIGN=RIGHT></ALIGN=CENTER>

Рис. Вид бейсбольного стадиона

Внутреннее поле - это квадрат со сторонами, равными 27 м 45 см. Внутри квадрата есть круг подачи, откуда мяч вводится в игру. Зритель на поле видит две команды по девять игроков: одна защищается, вторая команда нападает. Но если команда защитников действует на поле всем своим составом, то от атакующей команды принимает участие в игре лишь один отбивающий.

Бейсбол – демократичная игра

Время игры в бейсболе не ограничено, как, скажем, в футболе или в баскетболе, что способствует увлекательности игры. Бейсбол - это тот игровой вид спорта, который предельно демократичен: в отличие от футбола и баскетбола, он доступен людям среднего роста и веса. Баскетболисту для успеха необходим высокий рост, футболисту – крепкое телосложение, но в бейсболе блистали низкие и высокие, худые и толстые, подвижные и медленные игроки. 
Несколько десятилетий назад в США на бейсбольных полях, например, довольно долго и успешно выступал однорукий профессионал Джим Эббот.

Бейсбол в противоположность европейскому футболу отличается короткими взрывами активности и долгими перерывами, когда кажется, что ничего не происходит. Как сказал один из американских писателей, вся прелесть бейсбола в уравновешенной пропорции между действием и паузами. В этом одна из его основных привлекательных сторон. Перерывы между иннингами дают отдых после бурных переживаний, они приятны и приносят успокоение. Существует установившаяся традиция, известная как разминка седьмого иннинга, когда болельщики встают со своих мест и потягиваются, а команды в это время меняются местами.

Рис. Схема расположения игроков на поле

Игра начинается с того, что игрок команды обороны, так называемый питчер, стоящий в центре "внутреннего" поля, подает мяч отбивающему – сопернику из атакующей команды. Вес мяча 142–149 г, длина окружности 23–23,5 см. Если игрок, принимающий мяч, его отбил и послал обратно на поле, этот игрок бросает биту и устремляется к угловой площадке – первой базе, чтобы ее занять. В это время другой игрок из атакующей команды вооружается битой, становясь новым отбивающим.

Рис. Питчер ("подающий")

Игрок команды защитников, в свою очередь, принимает отбитый мяч и как можно скорее посылает его партнерам, расположившимся возле баз, чтобы эти игроки смогли мячом коснуться (осалить) атакующего игрока, предупредить тем самым занятие им очередной базы и вывести этого нападающего из игры.

Задача каждого игрока из нападающей команды на начальной базе “дом” поочередно отбить поданный питчером мяч, обежать первую, вторую и третью базы и вернуться к исходной позиции в “дом”. В этом случае нападающая команда получает очко. Обороняющаяся команда, естественно, стремится вывести из игры отбивающих, не дав им возможности вернуться в “дом” и заработать очко, и это лучше всего получится, если поймать “свечу”, т. е. не дать отбитому мячу приземлиться, ибо в таком случае атакующий автоматически выбывает из игры.  Примчавшись на базу, т. е. “взяв” ее, атакующий дожидается подходящего момента, чтобы помчаться к следующей базе, а за ним уже бежит его партнер по команде. Однако на очередной базе атакующий игрок может находиться лишь в единственном числе, а это означает, что партнерам по нападению необходимы осмотрительность и согласованность действий, особенно при перебежках. На базах атакующий находится в безопасности, но если вне базы до него достанет мячом обороняющийся игрок, то нападающий выбывает из игры. Бегущий к базе игрок выбывает из игры и в том случае, если полевым игрокам обороняющейся команды удастся в воздухе поймать отбитый мяч, если даже этот мяч пойман за боковой линией поля. Игрок, обежавший все четыре базы, приносит своей команде одно очко, однако он может во время перебежек и “сгореть”, то есть выйти в аут. Если это произошло с тремя игроками атакующей команды, которые по бейсбольной терминологии оказались в ауте, нападающая команда отправляется в оборону, т. е. выполнять роль защитников. А у них свои трудности.

Матч состоит из девяти интервалов – иннингов, и в каждом из них команды меняются ролями, становясь то обороняющейся, то атакующей.

Рис.Бьющий отбил мяч, бросает биту и устремляется к первой базе, стремясь занять ее до того, как игроки обороны передадут туда мяч. Теперь игрока атаки называют "Раннером" ("бегущим")

Стержень игры в бейсбол – дуэль между питчером и отбивающим. Питчер нередко подает мяч со смещением траектории вправо или влево или же выполняет подачу с таким расчетом, чтобы мяч пересек базу “дом” гораздо выше или ниже, чем ожидается, одновременно варьируя и скорость полета мяча. Отбивающий стоит рядом с “домом”, ожидая подачу. Если питчер дважды подает мяч с большой скоростью, то отбивающий вправе ожидать следующую подачу с искривленной траекторией полета. Вместо этого питчер меняет тактику и посылает мяч с меньшей силой, надеясь, что отбивающий махнет битой раньше и пропустит мяч. Это настоящая дуэль, где требуются мастерство и сообразительность. 

Три точных, неотразимых броска – и отбивающий из атакующей команды выбывает в аут, уступая место другому игроку (ситуация называется "страйк-аут"). Если же, наоборот, питчер допускает в одной серии четыре неправильные подачи, то отбивающий получает право без боя занять первую базу, и эту игровую ситуацию называют “прогулкой” или “базой на болах”.

Нетрудно понять, что питчер – главная фигура на площадке. Именно питчер начинает игру, и он же нередко ставит точку в матче. Задача питчера – выполнить столь мощную и столь хитрую подачу, чтобы соперник не сумел ее отбить. Мячу при этом необходимо пролететь в "зоне удара" или "зоне страйка", т. е. в таком пространстве, которое не должно быть выше локтя и ниже колена отбивающего, при ширине зоны, равной площадке “дома” (43 см), за чем внимательно следит судья "в доме". 

Рис. "Зона страйка" - воображаемая зона рядом с бэттером ("бьющим"), в которую должен попасть мячом питчер. По бокам зона страйка ограничена размерами "дома" - пластины специальной формы, которая лежит на земле.


Мяч, поданный в зону удара и не затронутый битой отбивающего, называют “страйком”, а мяч, поданный вне зоны удара и не пораженный битой отбивающего, судья объявляет “болом”. Если отбивающий замахнулся, но не попал по мячу, безразлично, находился мяч в зоне или нет, это тоже считается страйком, так же как и мяч, отбитый в сторону за пределы площадки. Если на счету отбивающего игрока уже два страйка, мяч, отбитый за пределы площадки, страйком не считается, кроме тех случаев, когда игроку обороняющейся команды удается поймать мяч на лету. Тогда отбивающий выбывает из игры (ситуация называется "флай-аут"). Если же мяч не пойман или падает на землю за боковой линией, следует очередная подача мяча. После каждой подачи судья объявляет количество болов и страйков (скажем, “два бола, один страйк”), чтобы игроки могли варьировать тактику.

Питчеру для выполнения своих весьма ответственных задач необходимы хорошее телосложение, крепкая мускулатура и немалый запас энергии, чтобы подавать мячи по надлежащей траектории с необходимой скоростью. Очевидно, что питчер должен быть абсолютно уверен в том, что именно благодаря его подачам игрок команды противника будет выведен в аут.

 Рис. Движения тела питчера во время броска придают мячу огромную скорость полета

Немаловажно для команды защитников иметь ловкого, сообразительного кетчера, т. е. игрока, который сидит на корточках в “доме” за отбивающим, ловит пропущенные им мячи и возвращает эти мячи своим товарищам, а случается, и сам участвует в осаливании игроков. Представьте себе хоккейного голкипера, которого непрерывно обстреливают с “пятачка”, и вы поймете, что испытывает кетчер. Его промашки чреваты серьезными неприятностями: пока кетчер не подберет улетевший мяч, соперники в безопасности перебегают от базы к базе, набирая драгоценные очки. В этой связи кетчеру необходимо предвидеть, какую подачу из своего арсенала выберет питчер, и, разгадав этот вариант подачи, поймать мяч. Поэтому кетчер перед подачей особыми, неизвестными игрокам соперничающей команды способами дает знать питчеру, как нужно действовать, и обычно питчер следует этим советам.

 Рис. Кетчер имеет особую амуницию, защищающую его от попадания мяча. За игру он может сделать до 500 приседаний.

Кетчера, как правило, отличает умение ловить за “домом” различные виды подач и бросков, принимать некоторые удары в поле и точно делать броски на базы. У кетчера обычно высокий рост, обеспечивающий значительный радиус для приема бросков. Кетчеру нужны также крепкие руки, хорошая координация движений и смекалка, чтобы быстро решать, когда, например, перехватить бросок с внешнего поля или же на какую базу бросить мяч после приема укороченного удара (“подставки”).

Рис. Расположение игроков в "доме". Впереди стоит бэттер ("бьющий") - игрок атакующей команды. За ним на корточках сидит кетчер ("принимающий") - игрок обороны. За кетчером находится судья в доме - судья, определяющий, насколько верно подает питчер и действует бьющий. Задача кетчера - словить мяч, если по нему промахнется бэттер.

Что касается остальных защитников, то игроку у второй базы необходимо быстро перемещаться по обе стороны своей позиции, а также обладать немалой ловкостью, чтобы выполнять быстрые и точные броски из любого положения. Игроку у третьей базы тоже приходится действовать быстро, чтобы ловить мячи, оказывающиеся в пределах досягаемости. Для этого необходимы смелость, чтобы блокировать корпусом сильные, резкие удары, направляемые в его зону (если нет возможности обычным путем принимать мячи), а также ловкость, чтобы, вовремя подобрав мяч, отправить в аут отбивающего на первой базе.

Спортсмен, выполняющий обязанности "шорт-стопа" ("свободного" игрока), занимает важную оборонительную позицию, и поэтому для него характерны быстрота перемещений, ловкость, точность броска с различных позиций. Этому игроку невозможно обойтись без решительности и умения принимать разные удары, какими бы трудными они ни оказались, а также без сообразительности и хорошей реакции. Что же касается игроков внешнего поля, то им необходимо точно принимать мячи, делая при этом быстрые рывки, следует также обладать способностью предугадать характер удара в момент замаха бьющего и, в свою очередь, применять сильный удар.

 Рис. Задача игрока обороны "в поле" - перехватить отбитый бэттером мяч и быстро вернуть его на ту базу, которую в данный момент пытается захватить атакующий игрок

Лучший из тройки игроков внешнего поля (называемых "филдерами") находится в центральной зоне и активно перемещается, прикрывая тем самым значительную часть площадки. Для него характерна готовность быстро бежать в любом направлении, чтобы поймать мяч.

Надо сказать, что ничьих бейсбол не признает, и если к концу заключительного, девятого, иннинга у команд оказывается равное количество очков, назначается дополнительный – десятый, а в случае нового равновесия – одиннадцатый иннинг и так до тех пор, пока одна из команд не опередит другую, сколько бы времени это ни заняло.

Самый длинный матч в истории бейсбола между профессиональными командами “Сан-Франциско Джиантс” и “Нью-Йорк Митс”, зафиксированный в мае 1964 г., продолжался 7 часов и закончился со счетом 8:6. Самый же короткий матч между “Нью-Йорк Джиантс” и “Филадельфия Филис” в сентябре 1919 г., закончившийся со счетом 6:1, длился менее часа. 

Бейсбол, как отмечают многие специалисты и знатоки этой игры, требует не только быстроты и силы, но также ума и сообразительности. Игра эта хотя и командная, все же исход соревнования зависит от действий отдельных игроков. Ход поединка может резко измениться из-за единственной подачи, одного перехваченного мяча или неудачного замаха битой. Восемь игроков за спиной питчера и восемь игроков из команды отбивающего, ожидающих своей очереди взять биту в руки, представляют собой всего лишь фон в тот момент, когда питчер посылает мяч со скоростью 150 км/час. Отбивающий располагает всего тремя десятыми секунды, чтобы решить – отбить или пропустить мяч. Иначе говоря, хотя бейсбол требует слаженных действий, тем не менее, эта игра состоит из индивидуальных действий двух-трех игроков.

Длительность игры во многом зависит от питчера. Люди, которым нравится, когда от них что-то зависит, часто становятся питчерами. “Ничего не может случиться, – хвастался один питчер, – пока я не подам мяч”. Кетчер свободной рукой быстро показывает питчеру, какую делать подачу – сильную, скользящую или вовсе неожиданную. Палец кетчера, обращенный внутрь, наружу, вверх, вниз, дает понять, как бросить мяч по отношению к "зоне страйка". В свою очередь, хороший отбивающий предугадывает траекторию мяча, когда тот вылетает из руки питчера, и, расшифровывая полет, оценивает положение игроков внутреннего поля в считанные доли секунды, за которые мяч долетает до него.

 <ALIGN=CENTER style="FONT-FAMILY: Arial, Tahoma, sans-serif; COLOR: rgb(68,68,68); FONT-SIZE: 12px"></ALIGN=CENTER>

Рис. Работа судьи "в доме"

Судить бейсбольные матчи не легче, чем играть, а может быть, и труднее. Ведь только в бейсболе судья обладает правом брать после спорных моментов перерыв, чтобы свериться с правилами, малость поразмыслить и затем объявить свое решение.

Полная драматизма игра в бейсбол не прекращается до последней минуты, пока имеется какая-либо надежда на поворот событий. Один из самых лучших кетчеров Йоги Берра (Lawrence Peter «Yogi» Berra) произнес в свое время фразу, которая стала поговоркой в бейсболе:

“Не все кончено, пока все не закончено”
48011381